Сколько лопастей нужно для ВЭУ?

Казалось бы простой вопрос. Большинство ответит “Бери 3 лопасти и не парься”, а на вопрос “Почему так?”, всё те же ответят, мол большие ветряки с тремя лопастями не глупые ж люди делают.

А давайте подробнее разберёмся с этим вопросом.

Основная работа ветряка происходит за счёт торможения потока воздуха, чем больше площадь ветроколеса (больше количество лопастей), тем сильнее торможение потока. “Эврика”, вскрикнут некоторые, берём много лопастей и останавливаем ветер. Именно так и делают в пустынных районах США и Австралии. Там используют многолопастные (около 24 лопастей) ветряки для подъёма воды.

Для ветро- электрогенераторов такие ветряки не подходят в силу того, что у них низкая быстроходность которая колеблется около 1.

Быстроходность Z - ветрогенетатора, это отношение окружной скорости конца лопасти (\omega R) к скорости набегающего потока воздуха (v):

Z=\frac{\omega R}{v}.

Эффект тихоходности происходит из-за того, что на определённой скорости ветра лопасти как бы мешают друг другу за счёт своей турбулентности, меняя направление потока воздуха. И при определённых оборотах такой ветряк сам себя тормозит. Отсюда видим, что много лопастный ветряк не даёт больших оборотов, поэтому такие ветряки и используют там где не нужна большая скорость.

В свою очередь мало лопастные ветряки обладают большой быстроходностью, достигающей 12 единиц у однолопастных ветроустановок.

Конечно быстроходность зависит не только от количества лопастей но и от профиля лопасти и от её исполнения. Так, например, полнопрофильная лопасть, выполненная без изъянов, имеет больший коэффициент  бычтроходности, чем полупрофильная, или лопасть с шероховатой поверхностью.

Так почему бы не использовать для ВЭУ однолопастные ветряки? Здесь вступает в игру еще один из параметров под названием Гироскопический момент винта.

Ветер не постоянная величина не только по своей скорости но и направлению, в следствии чего ВЭУ практически всегда работает в динамическом режиме постоянно меняя своё направление. В это время винт вращается, а как известно, что всякое быстро вращающееся тело стремится, как волчок, сохранить направление своей оси вращения неизменным и, противодействует всякой попытке отклонить эту ось.  Если силой заставить конец оси отклониться в какую-либо сторону, то она будет оказывать сопротивление, и ее конец будет уходить в направлении, перпендикулярном произведенному воздействию. Это и называется гироскопическим моментом, его величина зависит от массы, диаметра и оборотов винта. Напомню, масса лопастей тоже растёт с ростом оборотов за счёт центростремительной силы.

А так как мощность винта мало зависит от быстроходности, то выбирают такую конфигурацию лопастей, при которой гироскопический момент не на столько велик, и обороты, при этом не на столько малы.

Таки компромисом для ВЭУ и есть трёх лопастное ветроколесо. Коэффициент быстроходности которого, в среднем, около 6 – 7 единиц.

Автор: Корнелюк Сергей

Одна мысль про “Сколько лопастей нужно для ВЭУ?”

  1. При числе лопастей кратном трем, момент инерции турбины относительно оси ориентации ,постоянен при любом угловом положении ветротурбины.
    Поэтому при ориентации турбины не возникает вибрация.
    Минимальное число кратное трем это три. Вот потому и используют трехлопастные. Гиромомент совсем ни причем. ТеорМех , однако

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.